Телефон: (812) 313 22 35
Экскурсии в музеи Санкт-Петербурга и
Ленинградской области
Написать нам письмо
Заказать обратный звонок

Новости
12.12.2017
Русский Музей

До 31 декабря 2017г. в павтльенах Михайловского замка, проходит техно - игровой маршрут " Романтический наш император"

12.12.2017
музей Этнографии

16 декабря 2017 года Российский этнографический музей открывает «Мастерскую Деда Мороза».  Приглашаем детей и взрослых принять участие в мастер-классах по изготовлению новогодних сувениров в этническим стиле.

04.10.2017
С Днем учителя!

С днем учителя 2017

03.10.2017
О музее. Литературно-краеведческий музей Юрия Инге (Стрельна)

Литературно-краеведческий музей Юрия Инге при библиотеке имени поэта справедливо считает своим главным экспонатом жизнь и стихи Юрия Инге. В библиотеке проводятся встречи с писателями; для всех, кто любит поэзию, здесь есть возможность почитать и послушать стихи. Школьники узнают новое об эпохе 30-х годов, о Великой Отечественной войне и героях Победы, о литературе той поры. Сотрудники музея ачали собирать информацию о стрельнинце Юрии Инге гораздо раньше, чем в 1981 году музей официально признали; пожалуй, с 1968 года можно считать музей существовавшим в библиотеке им. Инге.

03.10.2017
Историко-литературный музей города Пушкина

Историко-литературный музей города Пушкина (г. Пушкин, ул. Леонтьевская, 28) приглашает жителей и гостей Пушкинского района с 7 октября посетить выставку «Доброта и милосердие», посвященную 150-летию основания в России общества Красного Креста. Подробнее...

НОВОСТИ

« Назад

Петропавловская крепость  22.04.2013 13:48

"Город солнца. Архитектура коммунизма"

Петропавловская крепость, выставочный зал "Потерна и каземат Государева бастиона". 

Выставка, организованная  Государственным музеем истории Санкт-Петербурга и Ленинградским отделением Всероссийского движения «Суть времени», представляет около 100 фотографий зданий – лучших образцов «космического»  стиля, возведенных по проектам советских архитекторов в 1960-1980-х годах  в СССР и за его пределами: от Владивостока до Гаваны.

Период 1960-1980-х годов в советской архитектуре традиционно считается  эстетически скучным. Постройки этого времени в основном ассоциируются с типовыми проектами и безликой застройкой, жестким функционализмом и диктатом индустриального дизайна. Эти стереотипы оставляют в тени целый пласт передовой отечественной архитектуры с ее ярко выраженной свободой творческой мысли,  духом эксперимента и новаторства  - архитектуры нового «космическо-коммунистического» стиля (по определению французского фотографа Фредерика Шобена).

Тема космоса стала смыслообразующей темой в советской культуре 1960-1980-х годов. В огромном количестве художественных произведений – литературе, кино, музыке, архитектурных проектах – воспевалась историческая новизна коммунистического проекта, создавался образ космического будущегосоветского человека. Космические культурные коды советской эпохи не были оформлены в виде манифеста, единой философской или идеологической системы, однако их присутствие ясно ощущается в архитектурных объектах. Выставка в Петропавловской крепости расшифровывает эти коды и стремится показать, что образ будущего до сих пор сохраняет актуальность.  

Разделы выставки – «Среда для нового человека», «Преображение природы», «Храмы науки» – показывают, что перед архитекторами хрущёвского и брежневского времени стояли не только вопросы массового строительства недорогого жилья. В центре экспериментальных проектов была нетривиальная проблематика отношений между техническим прогрессом и историей, между человечеством и космическими процессами, создание зданий светской обрядовости и среды для воспитания нового человека. В поисках ультрасовременной выразительности архитекторы обращались не только к достижениям западной архитектуры, авангардному наследию 1920-х годов, но и к принципам средневековой архитектуры и традициям национального зодчества народов СССР.

Выставка в Петропавловской крепости представляет лучшие достижения советской «космической» архитектуры: здание Президиума Академии наук СССР в Москве (1968-1982), драматический театр в Великом Новгороде (1987), НИИ кибернетики и  робототехники в Ленинграде (1987), Центр парусного спорта в Таллине (1980) и более пятидесяти других построек, которые ломают стереотипы восприятия этой архитектуры как скучной. Ряд продолжают постройки, формы которых вызывают прямые ассоциации с космическими объектами, межгалактическими кораблями и летающими тарелками: здания Музея Автомобильного завода имени Ленинского комсомола в Москве (1972), кафе-ресторана «Поплавок» в Днепропетровске  (1976) и  других.  

"Все люди - сестры" 

Петропавловская крепость, выставочный зал Иоанновского равелина

Выставка,  приурочена к 100-летнему юбилею празднования Международного женского дня в Петербурге.  Произведения живописи и графики,  плакаты, открытки, фарфор, предметы быта, костюм из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга рассказывают об истории самого популярного женского праздника в России, а также позволяют проследить стремительную эволюцию образа женщины в ХХ веке: ее внешнего вида, положения в семье и обществе.

Появление праздника связывают с именем Клары Цеткин,  которая в 1910 году предложила отмечать Международный женский день – день борьбы за права и политические свободы женщин – 8 марта (по дате первой манифестации женщин в защиту своих прав, состоявшейся в Нью-Йорке 8 марта 1857 года). В 1910-х годах Международный женский день отмечался в целом ряде европейских стран. О борьбе европейских женщин за равноправие и претворении в жизнь идей женской эмансипации напоминают пропагандистские открытки из серии об английских суфражистках (участницах движения за предоставление женщинам избирательных прав) и открытки, изображающие парижских женщин-извозчиков, первыми освоивших  «мужскую» профессию. Дополняют этот раздел западноевропейские  карикатуры на женщин, выполняющих «мужскую» работу; серия  фарфоровых тарелок с сюжетами, высмеивающими  женщин, занимающихся спортом; открытки-карикатуры на тему  «женщина за рулем», «женщина на велосипеде» и т.п. В их числе представлены и открытки по рисункам художника Ксавье Сажера – популярного автора карикатур на дамские моды.

В России впервые Международный женский день отмечался 2 марта 1913 года в Петербурге: в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице были организовано «научное утро по женскому вопросу», где собралось 1.5 тыс. человек, и обсуждались как социальные, так и политические вопросы (например, вопрос избирательного права для женщин).

Второй важной вехой в российской истории праздника стали события, произошедшие 23 февраля (8 марта) 1917 года: забастовка работниц-текстильщиц Выборгского района Петрограда  и процессия, прошедшая по Невскому проспекту к Городской думе с требованиями «мира и хлеба» и «женского равноправия». Начавшиеся в этот день выступления переросли в Февральскую революцию 1917 года. Рассказывают об этих событиях на экспозиции фотографии, запечатлевшие демонстрации женщин в Петрограде в дни Февральской революции.  Особый интерес представляют редкие экспонаты: афиша лекции А. Коллонтай «Какой тип женщины нужен рабочему классу. 21 июня 1917 года» и афиша-объявление «Общественный суд над проституткой Заборовой. 7 марта 1920 года», раскрывающие ряд остро социальных «женских» проблем революционной и постреволюционной России.

Революционные истоки праздника повлияли на то, что в годы советской власти Международный женский день получил статус государственного праздника (в 1921 году)  и  стал выходным днем (с 1965 года). Со временем «день борьбы за права женщин» утратил свою политическую окраску и стал восприниматься в общественном сознании, как «день женщин».  Демонстрации и митинги сменились шумными веселыми застольями и семейными праздниками, а политические лозунги  - добрыми пожеланиями, цветами и подарками.

На выставке можно увидеть политические плакаты советского времени, агитационный фарфор, фотографии 1920-1940-х годов, представляющие образы сильных женщин, которые овладевают мужскими профессиями, берут в руки оружие и наравне с мужчинами  встают на защиту  «социалистического Отечества», восстанавливают страну после разрухи двух войн: Гражданской и Великой Отечественной. В том числе плакаты 1920-1930-х годов  «8 марта – праздник грядущего освобождения работниц и крестьянок всех стран. Работница! Знай, что кооперация путь к социализму» (по рис. неизв. худ.), «Международный день работниц – день смотра социалистического соревнования» (по рис. В.Н.Кулагиной),  «Колхозница, будь ударницей уборки урожая» (по рис. Н. С. Пинус), «Работать, строить и не ныть! Нам к новой жизни путь указан. Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником – обязан» (по рис. А. А. Дейнеки). Соответствуют духу времени фарфоровые статуэтки активисток, женщины-агитатора, женщины-милиционера, колхозницы и стахановки, выпущенные Ленинградским фарфоровым заводом и Дулевским заводом по моделям скульптора Н. Я. Данько.  Демонстрируются фотографии  «Женская морская команда» (1918), «Участницы автопробега на мотоциклах по Ленинграду 8 марта 1939» (1939), «Группа осовиахимовцев» (1942), свидетельствующие о достижениях женщин в традиционно «мужских» профессиональных сферах.

О подвиге женщин в годы Великой Отечественной войны напоминают плакаты В. А. Серова «Заменим» (1941) и «Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его!» (1944), К. Ф. Смирнова «Мужа зовет под знамена война – встанет к станку патриотка жена» (1941), И.А. Серебряного «А ну-ка, взяли!..» (1944) и серия литографий А.Ф.Пахомова «В нашем городе» (1944).

В послевоенные десятилетия  тема солидарности женщин разных стран в борьбе за мир и светлое будущее по-прежнему оставалась актуальной. Представленные на выставке плакаты «Женщины мира, объединяйтесь в борьбе за мир» (1959, по рис. Н.Н.Ватолиной), «Мир, труд, свобода… священный огонь материнской любви воодушевляет трудящихся женщин на борьбу за светлое будущее» (1963, по рис. В.Б.Корецкого) были типичны для этого времени. Однако, со временем популярность приобрели другие женские образы. Одной из главных стала тема материнства и роли женщины в семье. Об этом свидетельствуют плакаты «О счастье наших матерей заботится страна» (1946,по рис. В.Б. Корецкого), «За счастье детей!» (1954, по рис. В. В. Сурьянинова), фарфоровые статуэтки по моделям Г. С. Столбовой «Первый раз в школу» (1954, ЛФЗ) и «Ладушки» (1963, ЛФЗ).

В последние десятилетия ХХ века образ сильной женщины, способной во всем заменить мужчину, окончательно уходит в прошлое, и возвращается образ «прекрасной дамы». Это подтверждает представленная на выставке праздничная продукция 1980-1990-х годов.

Дополняют экспозицию предметы женского гардероба разного времени (корсет, свадебное платье, военная женская форма и др.), подчеркивающие те значительные изменения, которые претерпел образ женщины в ХХ веке.

На выставке представлены материалы о знаменитых женщинах, изменивших мир, – о Флоренс Найтингейл, Александре Коллонтай, Голде Меир,  Валентине Терешковой, Маргарет Тетчер и многих др.


Экскурсии в музеи Санкт-Петербурга и
Ленинградской области

- перевозка детей и взрослых на автобусах от 16 до 55 мест
- организация экскурсий в различных музеях Санкт-Петербурга и Ленобласти
- организация автобусных экскурсий на любые темы в Санкт-Петербурге и Ленобласти
- организация выпускных для начальной школы, для 9-го и 11-го класса
- размещение и питание тургрупп в Санкт-Петербурге и Ленобласти

Телефон (812) 313 22 35
e-mail: info@98gorod.ru
Skype: 98gorod

 

© Все права защищены. Копирование материалов сайта без согласования и размещения ссылки на источник запрещено. Копирование преследуется по закону
Экскурсии в музеи Санкт-Петербурга. Школьные экскурсии в музеи Санкт-Петербурга. Экскурсии для детей.